Казань. Небольшой очерк

В Казани мне довелось провести всего два дня, и большая часть времени была занята участием в съезде авиапроизводителей. 

Сначала о съезде. Пафоса, как всегда в таких случаях, нагнали много. Но все равно получился минор. Никаких перспектив - вот общий тон выступлений, даже когда они хотели какие-то перспективы обозначить. Подготовленная Резолюция съезда - "ни о чем". Мы написали какие-то дополнения, но их уж точно никто даже читать не станет. На съезд не приехали основные производители. Уверен, потому что похвастаться нечем. А если говорить правду-матку, то назавтра можно лишиться должностей. На второй день были "круглые столы", которые на самом деле оказались совершенно заунывными семинарами "научной общественности", которая говорила сама с собой без присутствия производителей. Продуктивность подобного разговора была нулевой.

Казань удалось посмотреть только из окна такси и ночью - во время прогулок. Очень красивый город. Город должен быть именно таким - соразмерным человеку. Чтобы не было никаких подавляющих сооружений тюремного вида и расцветки, чтобы историческая часть сохранялась вопреки желанию нуворишей все разорить и застроить своими нелепыми каменно-стеклянными монстрами (как это делали Лужков и Собянин, искалечив Москву уже окончательно). 

Теперь о грустном. Зачем на улице Кремлевской повешена табличка в память русофоба Грушевского? Он обозначен как первый президент независимой Украинской Республики. Зачем превращать запойного русофоба в какой-то исторический символ? Или это почему-то надо татарстанской олигархии, которая пропитана русофобией до корней своих неглубоких мозгов?

Зачем всюду надписи на татарском? Все татары говорят по-русски. Им не хватает чего-то, чтобы чувствовать себя татарами? 

Зачем Кул-Шариф, непохожая на мечеть, вдвинута в древнерусский Кремль? Чтобы убить в нем все русское? Но от этого там ничего исламского не появилось. Как декорация для фильма "Лампа Алладина" это сооружение еще годится, а для молитв - нет.

Таксисты в Казани далеко не все разговорчивы. Но один был очень боек. Потому что только что хорошо заработал на развозе иностранных команд, прибывших на чемпионат мира по футболу. Он нам поведал, что Шаймиева татары очень ценят, а пришедшего ему на смену Минниханова презирают или даже ненавидят. За что? Повод простой - его сын угробил целый самолет людей, потребовав, чтобы ему уступили штурвал. Сам погиб, и полсотни семей лишил близких людей. Дурак Минниханов сподобился поставить памятник своему сыну на Аллее Славы. И все-таки, это только повод. Мне кажется, что Минниханов просто дурак. И все, что он делает - по-дурацки. Все это видят, и постепенно ощущение идиотизма власти становится всеобщим.

Исторический анахронизм. Вход в Кремль - через Спасскую башню. Табличка на ней гласит, что сооружение башни произошло по инициативе Ивана Грозного (внимание!) в XVI-XVII  вв. Известно, что Иван Васильевич до XVII века не дожил. Конечно, строительство могло продолжиться и после его смерти. Но надпись получилась двусмысленная. Кажется, что-то решил по этой причине подчистить две римские единички. Получилось "XVI-XV". Что еще больший абсурд, потому что Иван Грозный родился в 1530 году. Картинку довершал огромный паук, свесившийся с таблички.

Табличку можно оставить в покое. Но вот что делает перед кремлем громадная статуя татарскому поэту Мусе Джалилю, который больше прославился как подпольщик, вступив в немецком плену в легион «Идель-Урал» и занимаясь организацией восстания во время разъездов для формирования хоровой капеллы. Немцы почему-то всюду создавали такие капеллы — даже в Освенциме.  Ничего не скажу ни против творчества Джалиля, которое стало известным только после войны и благодаря переводам Константина Симонова, ни против памятника. Но памятник совершенно неуместен там, где стоит. 

Позитив: интерактивная выставка "Россия - моя история" https://myhistorypark.ru . Она развернута в нескольких города, включая Москву (ВДНХ), но о ней мало известно. Между тем, выставка существует с 2011 года. Дело не в технических приемах, а в содержательной части. Технически нечто подобное я предлагал Департаменту межнациональных и межрелигиозных отношений лет 8 назад. Содержание оказалось самым что ни на есть национально-патриотическим. О большевиках - все, как есть. О сталинских зверствах - все, как есть. Об "отречении" Николая Второго - все совершенно правильно. Не было отречения. О голоде 30-х годов - все верно. И так далее. До ельцинизма. И об этом все верно. Лживость только в представлении путинщины, но эта часть отомрет сама собой. 

К сожалению, нам не удалось посмотреть часть "Рюриковичи и Романовы". Эта часть выставки была занята под пропаганду российской авиации. Которая оказалась настолько нелепой, что мы прошли экспозицию за 10 минут. Если бы там была прежняя экспозиция, мы бы зависли минимум на час, и могли опоздать на самолет. 

Можно сказать, что эта выставка отражает победу национально-патриотической точки зрения на русскую историю. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded