Categories:

Афинские древности для русского туриста

Приезжающие в Афины туристы сразу лезут на Акрополь и бывают сильно разочарованы. Они просто не понимают, что здесь вообще можно увидеть, кроме панорамы города. Парфенон - просто большая колоннада, постоянно забранная в леса, Эрехтейон (его название никто даже не припоминает) - всего лишь с одного угла украшен кариатидами. Есть еще руины пропилей - въезда-входа на акрополь. Еще есть остатки турецкого форта с греческим флагом, куда все лезут, считая, что оттуда им что-то откроется. Ничего не откроется... Есть храм богини Ники, который тщательно восстановлен, но почти незаметен - надо задирать голову у пропилей. А с Акрополя туда дороги нет - не пускают.


Чтобы понимать, что за история тут творилась, нужно просто ее знать. И узреть. Кроме музеев, узреть негде. Музей Акрополя, что расположился у его подножия, к сожалению, слишком хочет прикинуться современным. И поэтому ужасно скучен. Огромные холлы и экспонаты, меж которыми бродит недоуменная толпа. И камни под прозрачными панелями, прелесть которых никому понять не доводится. Живой истории здесь нет. Есть любопытство, которое разбивается о равнодушие музейных служб и затхлую атмосферу исторической науки.

Я предлагаю начать осмотр Афин не с Акрополя, а с Керамика, куда нетрудно доехать на метро с идентичным названием. Здесь раскопанное древнее кладбище с копиями надгробий, которые выставлены рядом в музейной экспозиции. Надгробия живые. Кто-то повелел поставить на родовом участке скульптуру своей собаки, и здесь же - барельеф с пирушкой, в которой нет никакой заупокойной печали. Другое надгробие - молодого воина, в котором повторился Георгий Победоносец, а если точнее - древнефракийский Херос (всадник). Лучше, конечно, обо всем этом узнать заранее. 

После Керамика удобно проследовать на греческую Агору. Это общественное место во всех его проявлениях - от торговли до политики. Все священное - на Акрополе, все профанное - на Агоре. Здесь только два объекта имеют форму - храм Гермеса и Пестрая стоя. Храм почти первозданный, потому что его не разбирали на постройки, как это было с другими памятниками. От культуры к культуре это здание передавали как эстафетную палочку, сохраняя священный статус сооружения. Теперь это просто древнее здание. А Пестрая Стоя - это музей. Здание восстановлено по археологическим находками и древним описаниям. Очень просторное помещение, куда в жаркий день тянет всех посетителей Агоры. Как раз в таких восстановленных зданиях понимаешь атмосферы древней Греции - значение солнца и тени. Замечательная экспозиция - для тех, кто понимает.

Следующие пункты - Римская Агора с Храмом Ветров (в общем-то, просто пустое место с обломками колонн и странным многогранным зданием) и Библиотека Адриана. Здесь ничего не восстановлено и поэтому отметиться здесь можно, но задерживаться смысла нет. Если силы к этому моменту иссякли, то рядом можно сесть на метро "Монастираки". Вообще лучший отдых в Греции - на берегу моря, а экскурсии - на арендованном автомобиле при обязательном планировании маршрута по Гугл-картам. Поэтому жить надо не в Афинах, а на побережье. Рафина - замечательное место. И пляж Коккино Лиманаки, кажется, на восточном побережье Аттики - наилучший.

После посещения Библиотеки Адриана можно обогнуть Акрополь с севера и посетить тоже совершенно пустую и выжженную солнцем площадку храма Зевса Олимпийского - символа несбывшихся надежд Перикла перехватить у Олимпии статус общеэллинского религиозного центра. Сохранившиеся колонны выглядят великолепно и бесхозно. Греки не потрудились даже разбить парк и проложить дорожки. Как веками стояла эта руина, так, почти без реставрации и стоит. Храм не был достроен. Но вид на Акрополь отсюда великолепен.

Минуя лавки сувениров, которые нелепо дороги, нужно посетить Музей Акрополя, который находится совсем рядом. Но на это, скорее всего, в первый раз не хватит времени. Лучше Музей Акрополя посетить на следующий день, и тогда же влезть на сам Акрополь и обойти его по периметру - по тропинке-перипатетику. Надо либо заранее прочесть о том, куда следует направить взгляд, либо внимательно читать таблички с разъяснениями - если не на греческом, то на английском (кстати, в музее Эретрии все надписи на греческом и французском - вероятно, потому что в раскопках большую помощь оказывали французские археологи). С этими местами связано множество легенд и исторических событий. Если о них не знать, то и ходить туда не стоит. Будет только разочарование. 

В первый и во второй день при таком раскладе можно сесть на метро "Акрополи" и проследовать на периферию города. Метро очень современное, удобное и понятное - если разберешься, как покупать билет в автомате. Если не разберешься, то всегда есть сотрудник метро, к которому можно обратиться за помощью.

Конечно, есть еще Национальный Археологический Музей Афин - очень интересный даже для того, кто вообще ничего не знает о греках. Там можно увидеть впечатляющие скульптуры - суровых куросов с их египетским величием и атлетичных богов классического и эллинистического периода. Для знатоков - интереснейшие экспозиции микенского и кикладского искусства. Есть еще отдельный музей кикладского искусства - но это уже на любителя. Несомненно, посещение НАМА гораздо важнее, чем посещение Музея Акрополя. Если приходится выбирать, то надо выбирать НАМА. Даже при том, что музей довольно далеко от Акрополя. По карте вы его легко найдете и от северной части Акрополя бодрым шагом достигните его минут через 15.

Для посещения НАМА лучше выделить отдельный день и пробыть там часа 3-4. 

Вот, собственно, и вся программа для Афин. Прибавить к ней что-либо существенное практически невозможно - особенно, если главный интерес - к древней истории. Все остальное - в провинциальных музеях, где есть немало интересного, но уж там-то точно требуется серьезная подготовка. Именно поэтому в этих музеях пустынно - чаще всего вообще нет ни одного посетителя, когда вы туда попробуете заглянуть.

Ах, да... В любом из интересных мест можно купить единый билет на 7 или 11 достопримечательностей. Мы взяли на 7 — по 30 евро на человека. Билет действует 5 дней. Поэтому легко распланировать свои поездки в Афины. Надо учитывать, что в понедельник все музеи закрыты, а в другие дни обычно работают до 16.00, а то и до 15.00, лишь немногие  — до 20.00. С парковками в центре огромные проблемы. Поэтому лучше ставить машину на платную парковку у периферийного метро. Если ехать от Рафины, то это станция «Нумизматокопио».

Подробно об Афинах и Аттике читайте в книге: https://mybook.ru/b/ba229948-e556-49f6-a60f-8947bf38d476

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded