Categories:

Четыре поездки по Аттике из Рафины

Исходные данные: селимся в Рафине на окраине, до города 10 минут на машине. Выезжаем по заранее продуманному и построенному на Гугл-карте маршруту, постоянно отслеживая все повороты. Гугл-карта почти всегда точно выводит нас в нужную точку.

1. Марафон-Рамнунт

Музей Марафона размещен на глухой окраине рядом с раскопанным могильником раннеэлладского периода, который убрали под крышу, затратив на это неимоверные деньги. 

В музе о Марафонской битве 490 г. до н.э. нет ничего. Есть более ранние находки, более поздние, а от классики не осталось почти ничего. Не найдено ни единого предмета, который говорил бы о том, что здесь была битва. Масса перебитых и утопших в болоте персов сгинули бесследно. Вероятнее всего, серьезных раскопок тут никогда не было. Греческая археология в основном занималась и занимается тем, что само бросается в глаза. В экспозиции - прекрасно сохранившиеся статуи из эллинистического храма египетских богов, который существовал на берегу Марафонской бухты.

Направляемся в Рамнунт. В святилище Немезиды, видно, что здесь поработали - даже частично реконструировали древнюю крепость. Но сейчас раскопок нет. Никаких признаков ведения работ Огородили, посадили билетершу, и пара людей посматривает за редкими посетителями.. Как и в прошлую поездку в Грецию мы не увидели в Спарте копошащихся археологов. Раскопано только то, что было заметно над поверхностью земли. Но расчистили только акрополь, а город даже толком не искали. Считается, что он к югу от акрополя под современным городом. Но мои изыскания показали, что он должен быть к западу. А там никогда не копали. 

Заявленный в Неа-Макри пляж оказался просто насыпью крупномолотого песка вдоль берега. В море не войти - чуть от берега, и начинаются острые камни. А плыть нельзя - глубина по колено и менее. 

Пока ещё не сезон, мы всюду одни. И на пляже тоже. Окунулись в бодрящую воду только русские. А прочие даже на песочке не сидят.

2. Лаврион-Сунион-Браврон

Лаврион. Очень скромный музей, фактически один большой зал. Уникальных экспонатов нет. А жаль. Я надеялся увидеть там находки из серебряных рудников, которые кормили афинскую демократию (вот и вся эффективность!). Подлинники метоп из Суниона, на которых едва угадываются когда-то существовавшие там фигуры с традиционными для древних греков сценами битвы лапифов с кентаврами.

Мыс Сунион. Храм Поседона. Прекрасный пейзаж, но в портик вход закрыт. Музейной экспозиции нет. Еще более десятка колонн можно было бы поставить на место, но этим никто заниматься не будет. Считается, что так руины живописнее. С одной стороны - Эгейское море, с другой - Саронический залив. Отсюда царь Эгей смотрел в море, ожидая возвращения Тесея. Отсюда он то ли сам сиганул, то ли его спихнули конкуренты, решив, что Тесей уже не вернется. Но Тесей вернулся и привел всех в исполнение как законный наследник. Ну и накуролесил потом не меньше своего отца. Даже Елену Прекрасную похитил. Ее едва отбили братья Диоскуры. Тесею долго никто слова сказать не моу. Ведь его другом был Геракл. Но Геракл умер (то ли от старости, то ли его отравила кровь убитого им же кентавра), и Тесея афиняне прогнали. Он удалился в изгнание на Эвбею, и там закончил жизнь так же, как и его отец - его сбросили с кручи в море.

Браврон. Хороший музей, но нам 40 минут до закрытия не хватило. Ровно в 16.00 погасили свет в витринах и попросили на выход. Археологическая площадка с портиком тоже оказалась закрытой с этого момента. И персонал не был дружелюбен. Запретил снимать виде с комментарием, что мы делали в других музеях. Следили за каждым шагом. А мы в музее были одни!

Пляж в Луце по пути в Рафину вполне приличный.


3. Халкида-Эретрия (о. Эвбея или Эвия)

Долгий путь на машине до Халкиды. Крохотный музей. Накануне недоумевали, откуда почти на той же улице другой археологический музей. Оказалось, что это новое помещение, в котором завершается реконструкция (ранее был кирпичный завод, выпускавший также разную типично греческую керамику для кровли). Туда все переедет, думаю, уже в этом году. Прекрасные современные залы.

Путь до Эритрии. Шшикарный музей из предметов с раскопок древнего города. Но рядом археологическая площадка - просто каменюки, показывающие, что здесь жили люди. Долго жили. А потом перестали. И сохранилось только то, что осталось ниже уровня земли. Раскопан также амфитеатр, но раскопки прекращены и огорожены, чтобы никто туда не ходил. Большая яма с остатками мраморных сидений - за колючей проволокой. 

Там же в Эритрии неплохой пляж, где все-таки песочек с небольшой примесью гальки и кое-как можно войти в море, не поранив ноги. Солнышко после 17.00 ласковое. Но все же пляж слишком благоустроенные - сплошные лежаки и "грибки" у моря, затем - сплошные кафешки.

На обратном пути, несмотря на навигатор, дважды промахнулись в поворотах, и по автобану нас уносило километров на 5-7 в сторону. Тут надо не зевать и не торопиться.


4. Мегара-Элевсина-Пирей

В Мегаре музей совсем маленький, но аккуратный. Почти все подписи в витринах - на греческом. Мы были единственными посетителями за весь день. Несколько непонятных бронзовых древностей. Решил, что это шампуры для мяса - у них эфес как у шпаги, но меньше. Как и всюду - никаких путеводителей по городу, никаких каталогов по музею. Жара каленая, поэтому бродить по городу в поисках археологических раскопов не было никакой возможности. 

Элевсина. Навигатор не угадал со входом в музей, пришлось объезжать - делать большой крюк. Жара изнуряющая. Святилище без видимых реконструкций. Камней наворочено много, много остатков колонн. Но никаких действий к тому, чтобы восстановить хотя бы пропители, не просматривается. Музей очень хорош. Главный экспонат - кариатида из тех самых пропилей. Земля ее сохранила. В очень хорошем состоянии. Вторую, что веками валялась на открытом месте, англичане стащили в Лондонский музей. Но та в плохом состоянии. Несколько ключевых находок из Элевсины экспонируются в Национальном археологическом музее Афин (НАМА). Детали элевсинских мистерий, существовавших как минимум со времен Геракла, остаются неизвестными. В них греческий пантеон во главе с Зевсом не играет никакой роли. Персонажи: Персефона, Плутос, Деметра, Трептолем.

Пирейский музей богат и красив. Главные экспонаты - бронзовые изваяния Афины и Артемиды. Огромные фигуры, чудом сохранившиеся. Большая часть греческой бронзы утрачена - вероятно, по причине дефицита этого металла и плохой сохранности древних скульптур. Эти были подготовлены на экспорт, но Пирей, видимо, подвергся нападению, и дом, где хранились скульптуры, сгорел. Так они и пролежали в засыпанном подвале до наших дней. Глянул на число посетителей за день (мы были в последние часы). Получалось 2+2+15+2+1+2. И после нас еще не более 4. Вышел пустяк. Видно, за посещение музеев надо бы людям еще приплачивать. 

Подробно об Афинах и Аттике читайте в книге: https://mybook.ru/b/ba229948-e556-49f6-a60f-8947bf38d476

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded